Две антагоничные истории о встречах с топами. Какие они у стола и в жизни.

Dabbler

Не знаю, что меня заставило написать этот опус. Просто смотрел матчи чемпионата мира, обращал внимание на нюансы поведения игроков, вот и всплыло в памяти кое-что. Никаких имен приводить не буду, не в моих правилах говорить о ком-то негативно в ситуациях, когда самого субъекта разговора нет поблизости и он не может ответить. Так что пусть это будет просто рассуждение на отвлеченную тему. Ну а кому покажется, что он узнаёт игроков – это уже личное дело каждого и пусть остаётся его фантазией.

Итак. В Германии (да и не только в Германии) существует традиция приглашать на серьезные любительские либо выставочные турниры топов или просто игроков из тура. Причем не просто как «свадебных генералов» для вручения призов и красивых проникновенных поздравлений победителям, а больше с практической целью: любому игроку даже низшего любительского уровня на всю жизнь запомнится, если руку ему пожмет сам «Икс» или «Игрек», обладатель стольки-то рейтинговых титулов, а то и чемпион мира, пусть и в далеком прошлом. И это дает хороший импульс к дальнейшему продвижению своего уровня, надежду на какое-никакое будущее в снукере и так далее. Тем более, многие топы не убегают сразу после награждения, а остаются на несколько часов (а то и на следующий день) и спаррингуют с любым желающим. Так что внукам потом на пенсии будет что рассказать. Клуб, в котором я играл практически четверть века, не исключение. Были у нас и великие снукеристы, многократные чемпионы мира, были и игроки тура, не достигшие особых высот, но все-таки с уровнем игры, о котором нам, скромным любителям, можно было только мечтать. Мне повезло в свое время «скрестить кий» с двумя чемпионами мира (одним – двухкратным на тот момент) и с несколькими игроками «поскромнее», из ТОП-32 и из ТОП-64 (ни одного фрейма, правда, так и не выиграл, даже если мне поддавались явно, но какие-никакие серии сподобился провести, за что удостоился похлопывания по плечу, причем не снисходительного). Естественно, для профи я был и остаюсь «одним из тысяч» любителей, с которыми им случайно пришлось пересечься в каком-то захолустном европейском клубе, но для меня каждая такая встреча – память на всю жизнь (даже склероз отступает, когда начинаю ностальгировать…). Однако хочу остановиться на двух конкретных случаях, произошедших примерно в одно время, в 2010-м – 2011-м годах (точно не скажу, дату уже не помню, но это не важно сейчас). Два валлийца. Один из них как раз в тот период достиг своего пика в рейтинге (хотя и не блистал победами в турнирах), у второго был определенный спад, хотя победы все-таки периодически происходили.

Клуб, в котором я играл четверть века.


Топ

Этого игрока я видел на турнирах, которые посещал как зритель, и брал у него автограф, хотя и неохотно данный (ну здесь я сделал скидку, человек проиграл в одной восьмой, я его поймал на выходе, так что хмурое лицо и несколько нервное поведение было вполне объяснимо, никаких претензий, спасибо что вообще не послал…). Открытая улыбка, спокойствие, сдержанность. Как человек он был мне очень симпатичен, и я относился к нему очень уважительно. На один из местных турниров его выцепил владелец клуба по своим каналам, и мы все были в восторге. Ну как же… В ТОП-16 входит, личность, мастер, пусть и не сверкает регалиями различными. Очень понравилось, что он оделся так, будто сам собрался играть. Подчеркнуто аккуратный стиль, опять же дружелюбная улыбка, очень красивая речь с поздравлениями победителю (во время турнира он находился далеко от нас, ветеранов, общался с владельцем и участниками). Восторг! Мы ждали окончания официальных церемоний, чтобы подойти, пообщаться, может и вытащить к столам на фрейм-другой. И вот тут началось самое интересное… Как только фотографы и видеооператоры зачехлили свои камеры и техник убрал свет, топа как подменили. Какое-то надменно-презрительное выражение лица, появился командный тон, недовольство тем-то и тем-то. Ну, все бывает, устал человек. Решив не тянуть кота за хвост и не усугублять ситуацию, мы, пятеро «старичков», подошли с намерением быстренько поздороваться, сказать «спасибо» за все и не отвлекать больше. Увы, принц превратился даже не в лягушку, а в кого-то непонятного с хамским поведением. Руки нам не подал, брезгливо поинтересовался у шефа нашего, что это за народ здесь лезет к нему чуть ли не с немытыми руками (это я утрирую, конечно, дословно его слова не помню, но обидеть он нас хотел явно) и глядя в сторону заявил, что у него нет времени «на всяких», у него свои планы и так далее. К его несчастью, он не учел, что пусть в снукере мы были просто любителями, не добившимися ничего толком, но жизнь снукером не заканчивается. И если брать карьеру вообще, то кое-кому из наших «мелкий снукерный топ» в подметки не годился по достижениям, которые не на зеленом сукне творят. Короче, ответили ему. Очень вежливо, на английском с лондонским выговором, с использованием выражений, за которые морду бить не будешь и в суде они как оскорбление квалифицированы быть не могут, но… слышать такое в свой адрес очень неприятно, уж поверьте. Да и пять мужиков не с хилыми фигурами и хмурыми лицами, как я понял, не вдохновили его на продолжение понтов. К нашему сожалению, этот человек не придумал ничего лучше, как закатить истерику с воплями и обвинениями теперь уже всего клуба и страны, куда его «заманили». Было очень некрасиво и мерзко. Вот тебе и топ…

Сейчас он сдулся в рейтинге, но взял парочку не самых престижных турниров (точнее – совсем непрестижных), и продолжает восхищать болельщиков открытой дружелюбной улыбкой и красивыми речами в студии (хотя он туда ну очень редко попадает). Такое вот разочарование насчет несоответствия видимости и сущности.

Чемпион

Так получилось, что буквально через несколько недель после событий, описанных выше, в клубе появился другой валлиец. Более заслуженный, имеющий кучу регалий и фактически легендарный. И тоже с открытой улыбкой, весь такой дружелюбный. Однако в этот раз мы были настороже, держались подальше и старались соответствовать официозу. Есть победитель турнира, есть облеченные полномочиями начальники. А мы так, погулять вышли. После завершения всех церемоний мы пошли пить кофе (в клубе варят натуральный, в медной джезве, в раскаленном кварцевом песке, бразильский... это праздник вкуса). Сидели спокойно за столиком, никого не трогали, пока этот самый чемпион не присел с владельцем клуба за соседний и не начал нас троллить с серьезным лицом, убеждая, что наш кофе – это такая гадость, которую не просто пить невозможно, но и вообще стремно в руки чашку брать. Точно не помню, но что-то насчет запаха и рецепта тоже там было. Голос-то был серьезный, но глаза его смеялись, так что ответку он получил (тоже серьезным тоном), и буквально через пару минут все объединились за одним столиком и с пеной у рта доказывали друг другу, какой рецепт кофе самый лучший и как надо правильно этот «напиток Богов» пить. Так ничего друг другу не доказав (да и не было это целью), все разбежались по своим делам, а ваш покорный слуга отправился к столам чуть потренироваться, пока время есть и эти самые столы свободны. Отрабатывал дальние, с которыми постоянно имел проблемы, честно и методично выполнял упражнение, вычитанное в учебнике, когда перед одним из ударов почувствовал легкий удар «под локоток». Хотел уже высказать все, что думаю о пакостнике и о его предках до определенного колена, когда услышал голос чемпиона. Он и похвалил само упражнение, и сделал пару подсказок, как улучшить технику и на что обратить внимание, а потом взял клубный кий и стал мне показывать на столе, что и как. Закончилось все тем, что мы «сгоняли фреймик», который я благополучно продул, хотя возможности мне были предоставлены, причем с комментариями, что и как я должен играть в этой ситуации.

Не стоит наверно говорить о моих эмоциях в тот момент. Тем более – о сравнении двух валлийцев. Телевизионная картинка практически одна, а вот реальность оказалась совсем различной. Но и это еще не все. Совсем недавно произошло событие, которое меня просто повергло в шок. Я всегда оценивал себя и свои заслуги реально (я не только про снукер) и не обольщался тем, что в период активной работы очень часто случалось общаться с людьми, которые мелькают на телеэкранах или в газетных полосах. Перефразировав Владимира Санина, можно сказать: «Я-то их знаю, а вот знают ли они меня – это врядли». Я себя не пытаюсь принизить, но уж слишком велика разница в уровнях.

И вот как-то уже «в нынешнее локдаунное время» произошли некоторые события, которые выбили меня из колеи и заставили зачехлить кий и навсегда забыть о возможности подойти к снукерному столу. Увы, здоровье не купишь, оно или есть или нет. Теперь я только болельщик. Ну и частично борзописец для маленькой теплой компании форумчан.

Когда меня из клиники выгнали в самый первый раз (перекрестившись и поблагодарив всех Богов, что избавились от такого доставучего и говорливого пациента), неожиданно днем зазвонил мобильник. Точнее, не зазвонил, а заиграл мелодию, прикрепленную к опции «номера нет в списке контактов». Судя по коду – звонок международный. Я ответил. И долго не мог собрать мысли в кучу и подобрать челюсть: звонил тот самый валлиец, которого я вывел как «чемпиона». Звонил поддержать меня, просто поговорить. Оказывается, он общался по своим делам с владельцем клуба, а тот между делом рассказал, что один из его «старичков» теперь вынужден отказаться от снукера и рассказал о причинах. Ну а валлиец попросил мой номер. По крайней мере, мне так рассказали, и я верю, что так оно и было. И потом был этот звонок. Почти полчаса мы поболтали. Не знаю, как у меня еще крылья тогда не выросли, но супруга утверждает, что скорость моего передвижения по дому выросла в несколько раз. Пусть разговор был ни о чем, пусть со стороны собеседника были просто обычные фразы поддержки и подколы (не знаю, верить или нет, но он утверждал, что помнит наш фрейм, сыгранный десять лет назад… но верить, конечно, хочется), но сам факт. Уважение к этому человеку выросло до огромных высот. И пусть я всегда себя позиционировал как болельщик другого игрока и стиля, но теперь и этот встал практически на равную ступень в моей «табели о рангах».


Вот такие вот две маленькие истории. Из жизни. Теперь, если играет «топ», то мне как-то неприятно смотреть на него, хотя и признаю, что его уровень довольно высок. А когда играет «чемпион», пусть даже и сливая матч, оторвать меня от экрана можно только приставив нож к горлу. И то не факт, что подействует…