Династия австралийских чемпионов.

Dabbler

Хорэс, Уолтер, Фридрих второй и Фридрих третий Линдрумы.

В 1849-м году с крошечного кораблика, прибывшего в Австралию, сошел Фридрих Вильгельм фон Линдрум (Friedrich Wilhelm Von Lindrum). Он был хорошим специалистом в виноделии и неплохо играл на бильярде, однако так получилось, что именно хобби сделало его знаменитым, а вот основное занятие, виноделие, осталось лишь в семейных хрониках. А еще он стал основателем династии. Династии чемпионов, ведь в четырех поколениях их было пятеро. Вообще-то была еще и Клэр (третье поколение), одна из сильнейших австралийских снукеристок, но в те времена женский снукер оставался на задворках, так что чемпионкой мира она не стала, но победа на первенстве Австралии в ее активе есть. Хотя, судя по отзывам и публикациям в прессе, вполне могла претендовать и на более высокий уровень в званиях.

Итак, Фридрих Вильгельм. Победа над великим британским чемпионом Джоном Робертсом-старшим (John Roberts Snr.) положила начало легенде. С 1865-го года, после его первого титула чемпиона Австралии, началась история побед, продлившаяся в итоге более века. Затем титулы в Лондоне в 1873-м и в Париже в 1874-м. Само собой, речь идет об английском бильярде, снукер тогда еще не был изобретен, но культура игры и ориентир для своих потомков – это заслуга именно Фридриха Вильгельма. Кстати, он единственный из известных членов семьи, в фамилии которого упоминается приставка «фон», означающая дворянское достоинство. Его потомки не придавали значения этому «атавизму», так что, к сожалению, историю рода до Фридриха Вильгельма, а также какой именно титул у него был, мне установить не удалось. Могу только предположить, что он был Freiherr (на русский язык часто переводят как «барон», что в корне неверно, так как, в отличии от баронства, этот рыцарский титул не имеет отношения к дарованным сюзереном землям). Но это только домыслы, основанные на легкости и несерьезности отношения к заслугам предков, вполне могу и ошибаться. Да и к снукеру или бильярду это не имеет никакого отношения.

Его сын и тезка Фридрих (на английский манер его называли, в том числе и в документах, Фредерик или Фред, но я буду придерживаться первоисточников) известен под «титулом» Фридрих Второй. На его счету победа над легендарным британцем Гарри Греем (Harry Gray), первый официально зафиксированный брейк в 3000 очков, а также сохранившиеся на поколения рассказы о том, как он вырабатывал в своих детях «устойчивость» и автоматизм в технике выполнения ударов. Именно он автор метода с нарисованным мелом на полу кругом, из которого нельзя выходить, пока не выполнишь определенное количество одинаковых упражнений. На жалобы о боли в спине и усталости у него был один ответ: «А теперь начинай сначала». Интенсивность тренировок у Фридриха Второго составляла от 8 до 10 часов в день, выходных не было вообще. Так что его сыновья Фридрих Третий и Уолтер и дочь Клэр (хотя она предпочитала, чтобы ее называли вторым именем, данным при рождении, - Вайолет) с самого раннего детства осознали, что без адского труда стать чемпионом невозможно. А чуть позже под этот «молот» попал и его внук, Гораций (Horace), или, опять же на английский манер, Хорэс. Чемпион Австралии 1887-го года, Фридрих является основателем клуба Lindrum's Billiard room на Флиндерс-лейн в Мельбурне, многие десятилетия бывший культовой достопримечательностью штата Виктория. Как уже упомянуто, трое из его детей пошли по стопам отца.

Фридрих Третий стал чемпионом Австралии в 1908-м году. И был им в течение 27-и лет. На его счету множество бильярдных рекордов по величине брейка, но основную известность он получил благодаря своей благотворительности, десятки тысяч долларов были им заработаны и направлены различным фондам и приютам. К сожалению, его личная жизнь сложилась печально, жена Августа погибла, а единственный сын, Фридрих Вильгельм Четвертый, умер совсем маленьким. Так что эта линия Линдрумов была прервана, но оставила о себе самые теплые воспоминания в Австралии. Ну и книга Фридриха Третьего «Спортивный бильярд: Главные принципы» (Sport End Billiards: First Principles) не одно десятилетие была бестселлером среди любителей этого вида спорта.

Клэр Вайолет Линдрум (Clara Violet Lindrum) была талантливой пианисткой, она аккомпанировала Тоти Даль Монте, Галле Курчи и Энцо дю Муро Ломанто. Польский композитор Ян Иганаций Падеревский как-то сказал, что «Вайолет – гений в семье Линдрумов». Он явно не интересовался бильярдом… В 1921-м году Вайолет аккомпанировала звезде американского джаза Полин Кохан и ее Bottom Wigglers, а в следующем году основала первый в Австралии джаз-бэнд в Оксфорд-холле в Паддингтоне. О ее достижениях в снукере мало известно, я нашел лишь отрывочные упоминания о том, что она одно время доминировала среди женщин в Австралии и даже была автором определенных рекордов, но точных сведений нет. Но как минимум некоторое количество сенчури в карьере и титул чемпионки подтверждены публикациями в прессе. Вайолет основала клуб Lindrum's Billiard Room в Гоулберне, а затем долгие годы управляла клубом своего сына на Питт-стрит в Сиднее, который журналист доктор Рудольф Браш назвал: "Лучшая бильярдная в мире". Своего сына Хорэса она воспитывала одна, без мужа, при огромном влиянии родителей и братьев, но более подробно о нем ниже.

Первым из семьи на мировой уровень вышел Уолтер Линдрум, который владел титулом чемпиона мира по профессиональному бильярду с 1933-го по 1950-й год. У него были свои взлеты и падения, но гены, воспитание, талант и трудолюбие позволили ему остаться в истории как английского бильярда, так и снукера, в списке легенд. Уолтер родился в Калгурли 29-го августа 1898-го года. В ночь его рождения его отец, Фридрих Второй, выиграл очень важный и «денежный» матч, и позже на двойном празднике было предложено, чтобы новорожденный Линдрум, первый родившийся в Западной Австралии, носил инициалы "WA" (Western Australia). Младенца должным образом окрестили Уолтером Альбертом (Walter Albert). Он вырос среди бильярдных шаров, киев, в пабах и клубах, и долгие десятилетия английский бильярд был смыслом его жизни. В трехлетнем возрасте из-за несчастного случая он потерял фалангу указательного пальца на правой руке, и отец приложил все усилия для того, чтобы сделать из него левшу. И добился своего. Уолтер играл левой рукой, тогда как во всем остальном его рабочая рука была правая. В тридцатые годы он боролся с Джо Дэвисом за доминирование в английском бильярде и, по некоторым данным, именно это противостояние послужило причиной того, что «Султан снукера» посвятил себя полностью именно снукеру, а английский бильярд оставил «на откуп» австралийцу. Хотя это субъективное мнение, но как информация в прессе того времени, так и основные факты, свидетельствуют в пользу такого варианта. Как бы ни было на самом деле, мы должны быть благодарны Уолтеру. Не было бы его – Джо вполне мог бы удовольствоваться титулами в бильярде, а племянник Хорэс не приложил бы так много усилий, чтобы стать первым в истории австралийским чемпионом мира по снукеру и автором множества рекордов уже не в английском бильярде.

Хорэс (Гораций) Линдрум появился на свет в 1912-м году и в его свидетельстве о рождении указана совсем другая фамилия: Моррелл (Morrell), так как его мать, Клэр Вайолет, выходя замуж, взяла фамилию мужа. Семейная жизнь не сложилась, она осталась одна с ребенком, и Хорэс, повзрослев, вернулся к истокам, так сказать, и изменил фамилию на родовую. И всей своей жизнью доказал, что он истинный Линдрум. В 16 лет он сделал первый сенчури в снукере, а в 1931-м, в возрасте 19 лет, выиграл чемпионат Австралии среди профессионалов. В английском бильярде у него также было много достижений, но мы сейчас говорим о снукере, поэтому сделаем акцент именно на этом виде спорта. В 1936-м, 1937-м и 1946-м годах Хорэс выходил в финал чемпионата мира, но перед ним непробиваемой стеной стоял Джо Дэвис, которого ему так и не удалось преодолеть. Кстати, в 1937-м году Хорэс стал участником памятного момента, вошедшего в историю: его матч с Вилли Смитом (точнее, не весь матч, а его часть) был впервые показан по телевидению.

Важной вехой в карьере Линдрума-младшего стал 1952-й год. Но сначала надо сказать пару слов о ситуации в снукере на тот момент. Конфликт между Ассоциацией профессиональных игроков в бильярд (PBPA) и Ассоциацией бильярда и комитетом контроля (BACC) назревал давно. С самого появления снукер не был особо успешен финансово, профессиональные игроки не могли позволить себе выбрать его как средство для заработка и содержания семьи. Призовые за победу не покрывали и части расходов, а о том, чтобы получать деньги просто за участие в турнирах, речи вообще не шло. Игроки проводили выставочные матчи, занимались бизнесом, не имеющим отношения к спорту, выступали в других видах бильярда. Если позволено будет так выразиться, то они «крутились как могли». И BACC не пыталась даже изменить положение, прикрываясь лозунгами, что престиж важнее каких-то денег и снукеристы обязаны играть просто потому, что это нравится зрителям, и развивать этот вид спорта. Практически безвозмездно. Но время Джо Дэвиса, покупающего кубок для победителя чемпионата мира за свой счет, прошли. Появилась плеяда сильнейших игроков, посвятивших себя именно снукеру, и не имеющих возможности заниматься чем-то еще, ведь тренировки и турниры отнимают массу времени. Время требовало хотя бы частичной коммерциализации снукера, и PBPA решила проводить свой альтернативный чемпионат.

Хорэс Линдрум был идеалистом. Для него слова «честь» и «престиж» были на первом месте. И на официальном чемпионате мира, проводимом под эгидой BACC, играли всего два снукериста: австралиец Линдрум и новозеландец МакКонэхи. В матче из 145-и фреймов на десятый день Хорэс взял 73-й фрейм против 37-и у Кларка и фактически выиграл матч, однако игра продолжилась и только после 143-го фрейма при счете 94:49 австралиец был признан чемпионом мира. Мало кто знает, что за два года до этого турнира, проверяя зрение в Харли-Сент, Хорэс узнал, что он «технически слепой», то есть его зрительные нервы отправляют неверные сигналы в мозг и он по всем симптомам просто не может ни оценить расстояние до любого объекта, ни сфокусировать взгляд на конкретной точке. Эта информация была обнародована намного позже, а во время проведения турнира у стола был настоящий чемпион, собранный, боевой, бьющий точно, строящий серии и ставящий великолепные снукера.

Хорэс играл в профессиональных турнирах до 1957-го года, а затем объявил, что будет участвовать только в выставочных матчах. Однако не выдержал и в 1963-м все-таки вернулся и выиграл очередной титул в Австралии. А в 1970-м он сделал тысячный официальный сенчури, записав на свой счет еще один легендарный рекорд.

20-го июня 1974-го года Хорэс Линдрум умер в возрасте 62-х лет в частной больнице Делмар в Ди-Хау, за несколько месяцев до этого прекратив вообще играть из-за проблем с сердцем.

Вот такая вот династия. Дочь Хорэса, Джейн (Janne) Линдрум, написала книгу «Некоронованный король», где изложила не только историю своего великого отца, но и всей семьи. С любовью, которая сквозит в каждом слове. Кто хорошо понимает английский, рекомендую. Пусть там больше эмоций, чем фактологии (хотя и фактов тоже хватает), но после прочтения отношение к фамилии Линдрум у вас станет очень теплым и уважительным, уж это я могу обещать. По крайней мере, у меня получилось именно так.