Рольф Кальб. Увлекательный мир снукера. Пролог.

Dabbler

От переводчика: эта книга вышла в 2018-м году, почти сразу после чемпионата мира.

И пролог ее полностью посвящен событиям финала, которые сам Рольф Кальб комментировал для немецкоязычной аудитории.

Книга большая, больше 200 страниц, переведено у меня почти все, но много глав нуждаются в "вычитке" и приведению в порядок на русском языке.

Переводил я ее для "своих", без какого-либо коммерческого интереса, поэтому и решил выложить на форуме.

Здесь вы увидите "Пролог", который, в принципе, представляет собой отдельный обзор, своеобразное вступление, и не связан с основным повествованием.

Выкладываю его отдельно именно для того, чтобы форумчане смогли увидеть мои возможности как переводчика.

И если такой стиль устраивает и тема интересна, то выложу всю книгу после вычитки и корректуры.

Буду благодарен за любые комментарии и замечания, как позитивные так и негативные.


ФИНАЛ ЧЕМПИОНАТА МИРА 2018

Май 2018-го года. Шеффилд, театр «Крусибл». С 1977-го года, когда здесь начали проводить чемпионаты мира, Крусибл превратился в настоящий «храм снукера», мистическое, почти священное место, средоточие духа этого вида спорта. Здесь есть своя особенность: ярусы зрительских трибун круто опускаются и подходят практически вплотную к игровым столам, что создает уникальную атмосферу некоего единения зрителей и игроков. Трибуны вмещают всего около 980 мест (что странно, конечно, вполне можно было продавать на порядок больше билетов), но зато игроки у столов почти физически ощущают энергетику и «дыхание» публики. Плюс некая аура, окружающая Крусибл как историческое место со своими традициями и легендами. Сколько карьер началось здесь, когда никому не известные игроки взбирались на снукерный Олимп, показав себя на чемпионате мира, но и немало карьер было сломано, вселив неуверенность после неудачных выступлений в этом окутанном тайнами месте.

Чемпионат мира, высшая точка напряжения каждого снукерного сезона, является «матерью всех турниров», своеобразная «битва на истощение». 17 дней от начала основных матчей до окончания последнего фрейма. Игрок, вышедший в финал, имеет за плечами четыре матча, длительностью каждый до десяти часов (и это в том случае, если он был «посеян» сразу в финальную часть и не проходил квалификацию). И сыграл как минимум 53 фрейма. Затем последняя битва, где, в отличии от многих видов спорта, нет никаких ограничений по времени проведения фреймов. Финал играется по формуле «лучший в 35-и фреймах», то есть максимум 35 фреймов, играемых в четыре сессии в течение двух дней. 18 выигранных фреймов отделяют игрока от вожделенного титула. Настоящий снукерный марафон, огромное испытание для физической подготовки игрока, но, кроме всего прочего, серьезный вызов для психологической подготовки финалиста.

Но вернемся в май 2018-го. Финал. За снукерным столом двое мужчин «чуть за сорок». У одного редкие волосы уже давно седые, у другого прическа лишь тронута сединой. Оба одеты строго официально: отглаженные брюки, рубашки, жилетки, галстуки-бабочки, начищенные до блеска туфли. Здесь встречаются два гиганта снукера, два ветерана «золотого поколения», ставшие профессионалами в один и тот же 1992-й год. 26 лет спустя один из них, Джон Хиггинс, стал четырехкратным чемпионом мира, другой, Марк Уильямс, лишь дважды поднимал над головой кубок в Крусибле, причем последний раз это произошло 15 лет назад. Оба считаются величайшими игроками своего времени, но если Хиггинс оставался на вершине все это время, сохраняя «прописку» в списке лучших в мировом рейтинге, то карьера Уильямса была довольно «ухабистой», со множеством взлетов и падений: в 2017-м году он даже не смог пройти квалификацию к чемпионату мира и всерьез подумывал над тем, чтобы «зачехлить кий», но благодаря настойчивости его жены Джоанн он решил все же продолжать участвовать в турнирах. И неожиданно для всех в сезоне 2017/18 взял два рейтинговых титула, включая German Masters в Берлине.

И вот эти два «динозавра» снукера, легендарные игроки, столкнулись друг с другом в финале мечты. Никто давно не сомневается в их величайшем уровне игры, но это финал должен показать, у кого крепче нервы и кто более стабилен психологически. Только это имеет значение в такой встрече между топовыми игроками мирового уровня. В драматическом мире снукера завязалась новая интрига.

Спустя три часа пятьдесят девять минут и двадцать четыре секунды чистого времени (без учета перерыва между сессиями) счет в матче равный: 7-7. Несмотря на плохое начало (после первой полусессии Уильямс вел 4-0), Хиггинс взял себя в руки и смог выровнять игру, взяв последний на данный момент фрейм с брейком в 117 очков (кстати, третий сенчури в этом матче), и вполне мог выйти вперед в пятнадцатом фрейме, поймав свою игру. Но что происходит? У Хиггинса совсем перестали идти дальние, он промахивается на простом красном как начинающий. Флюк Уильямса, когда красный столкнулся с зеленым и по невероятной траектории залетел в лузу, прибавил Марку уверенности. Затем события понеслись стремительно: Уильямс поставил снукер, Хиггинс допустил фол, Уильямс неудачно отыгрался, отдав, кажется, игру, но… Хиггинс вновь промахивается на простом красном! Закономерным итогом стал шикарный подбой Уильямса, очередная его сотня в 123 очка и клиренс. Счет 8-7 в его пользу.

Если после первой полусессии Хиггинс совершил блестящий камбэк и выровнял игру, то к концу дня он выглядел нервным и рассеянным. В итоге Марк взял последние два фрейма и завершил день с преимуществом 10-7.

Однако Джон прекрасно понимал, что такое отставание не фатально. Ведь буквально в прошлом году он вел в финале чемпионата мира 10-4 против Марка Селби и тоже ушел на отдых со счетом 10-7. Но в итоге титул взял Селби, выиграв матч 18-15. Есть шанс, что история повторится в этом году, но с обратным знаком. Если Хиггинс начал бы второй день с хорошей игры, все могло бы быть. Но увы… Марк Уильямс сразу пошел в атаку и взял все четыре фрейма первой полусессии второго дня. 14-7 к первой паузе, это уже серьезное преимущество, Марку необходимо выиграть всего четыре фрейма до вожделенного титула. Между тем, прошло уже шестнадцать с половиной дней чемпионата мира, сыграно три сессии финала.

В 21-м фрейме Джон Хиггинс сидел на стуле – в зависимости от интерпретации – с пустым взглядом и слегка шокированным выражением лица. Ему грозит катастрофа: если он проиграет четыре оставшихся фрейма в третьей сессии, то четвертой просто не будет, а это позор для любого игрока, тем более для четырехкратного чемпиона мира. Что же происходило у него в душе? Что могло его мотивировать на возобновление борьбы?

Вроде бы матч можно сдавать, шансов на победу не осталось. Однако, это же Джон Хиггинс, «Волшебник из Уишоу», настал его час проявить знаменитое упорство и волю к победе.

22-й фрейм – очередной переломный момент в матче. Уильямс промахивается на дальнем красном, Хиггинс получает шанс. Забивает очень сложный черный, стоящий практически у борта и зашедший в лузу с огромным трудом. Четырежды красный, три раза черный. Но промахнулся на черном с точки и дал возможность Уильямсу вернуться в игру. Он ведет во фрейме 29-25, когда неудачный подбой лишает его выхода. Марк вынужден отыгрываться. Но ответный фантастический отыгрыш Хиггинса просто выбивает Уильямса «из колеи», это невероятно, при счете 7-14, одной ногой у пропасти поражения, так собраться и так играть… Великолепное владение собой. Джон берет этот фрейм и два следующих.

Дух захватывало, как на американских горках! Перед зрителями развернулся настоящий психологический триллер, интрига развития которого не придет в голову ни одному из голливудских сценаристов. Мы с Томасом Хайном, моим со-комментатором, сжимали микрофоны влажными от пота руками. Привет Адьфреду Хичкоку.

Джон Хиггинс отыгрывал свое отставание фрейм за фреймом. И вот счет стал 15-15, преимущество Уильямса растаяло, как прошлогодний снег. Атмосфера в зале напряжена до предела. Семьи обоих игроков, жены Джоанн и Дениз, дети (по трое у каждого), сидели, затаив дыхание, камеры постоянно показывали их взволнованные лица. Для них это тоже «американские горки эмоций», чувствуется огромное напряжение, кто-то отворачивается, не в силах смотреть на то, что происходит за столом. Детей Марка Уильямса еще не было на свете, когда их отец выигрывал свои первые два титула чемпиона мира. Естественно, ему очень хотелось порадовать их, позволить увидеть, как он поднимет над головой желанный кубок.

Любой может сломаться в такой ситуации, потерять веру в себя, опустить руки. Но не Марк Уильямс. Призвав на помощь всю свою психологическую закалку и хладнокровие, он берет 31-й фрейм, а затем в прекрасном стиле сделав сенчури, записывает на свой счет и 32-й. Следующий, 33-й фрейм, мог вполне стать последним в этом захватывающем финале. Позиция на столе открытая, нет сложных шаров. Уильямс вел серию спокойно и уверенно.

Но это финал. 33-й фрейм. Набрав 63 очка, Марк выходит на простой розовый, однако при таком напряжении простых шаров больше нет. Тем более, это фрейм-бол, матч-бол, чемпионшип-бол, в конце концов, после которого Джону будет необходим как минимум один снукер. Вроде бы Уильямс доказал, что он может все, что он хладнокровен и готов выдержать любое давление. И… мажет розовый шар! На столе еще достаточно очков, все в ожидании сложной позиционной борьбы.

И в этот момент Хиггинс доказал, что не зря его называют «Железным». Припертый к стенке, в одном шаге от проигрыша, он вышел к столу и собрал все шары. 65-63, фрейм за ним, и счет становится 16-17, еще один поворот в этой и так предельно запутанной интриге.

34-й фрейм. Уильямс первым получил шанс, забил красный, но не смог сделать выход на цветной. Началась череда отыгрышей и внезапно Уильямс получает второй шанс. На столе сплошной хаос, очень сложно подобрать оптимальную траекторию, но Марк справляется. На тонкой резке он забил красный в среднюю лузу, затем последовал ряд очень сложных ударов. В памяти остался один дальний, который Уильямс забил по диагонали практически через весь стол, расстояние от битка составляло около 3,7 или 3,8 метра, пробив очень точно и с нужной силой, сделав отличный выход. И это далеко не единственный из очень сложных шаров, которые он забил в этом подходе. «Валлийская машина по забиванию шаров» оправдал свое прозвище, один за одним отправляя шары в лузы. Он хладнокровен, сосредоточен, и, несмотря на все перипетии этого сложнейшего матча, не делает ошибок в победном для себя брейке в 69 очков. И это была победа! Кубок и титул достались валлийцу. После матча Джон Хиггинс сказал, что это было невероятно и это самый лучший брейк, который он за всю свою карьеру видел, учитывая, какое напряжение довлело над Марком в этот момент.

В финале чемпионата мира 2018-го года было все, что делает снукер таким увлекательным: два достойных соперника высочайшего класса, множество эффектно забитых сложнейших шаров, серийность, тактические дуэли, периоды психологических взлетов и падений, невероятные камбэки, незабитый матч-бол, и… победитель, который в прошлом году не прошел квалификацию, а в этом сыграл великолепный брейк в последнем фрейме. Это волшебные моменты как для игроков, так и для зрителей, моменты, которые никого не оставят равнодушным, и каждый, кто участвует или просто наблюдает, получает дрожь в руках от волнения и напряжения.