Ментальная сторона снукера

Alex

Чемпионат мира 2005 года, Питер Эбдон проигрывает Ронни О'Салливану 2-8. Но в 11-м фрейме игра начинает переворачиваться и Эбдон пробивается к жесткой победе 13-11.

Финал World Open 2018: Дэвид Гилберт ведет у Марка Уильямса 9-5, всего в одном фрейме от первого титула его карьеры, но Марк Уильямс в концовке побеждает.

Подобные истории не редкость в снукере. Фактически, для многих болельщиков они являются основным аспектом игры: разворачивается драма, когда тает очевидное преимущество одного игрока, когда любимый игрок начинает разваливаться против проигрывающего, когда камбэк противника в конце концов пресекается… Все это характеризует особую привлекательность снукера. Структура игрового процесса создает особую динамику, которой нет в других видах спорта. Помимо технических способностей, игра требует специальных умственных навыков. Нигде больше игрок не ограничен стулом, просто наблюдая за своим противником, не имея возможности влиять на матч.

Последний фрейм всегда самый сложный



Эта цитата мудрости снукера относится не только к Дэвиду Гилберту, но и ко многим другим. Почему так сложно пересечь финишную черту? Когда победа почти осязаема, многие игроки начинают мандражировать. Возможно, они расслабляются, поскольку мысленно они уже празднуют; возможно, они не могут поверить, что выигрывают… Список причин, вероятно, длинный. И действительно, есть активные игроки, которые просто не любят побеждать своих противников. Чтобы справиться с этим давлением, вам нужна уверенность в себе и опыт.

Матч между Питером Эбдоном и Ронни О’Салливаном ясно показал, насколько важна умственная сила в снукере. О’Салливан, несмотря на свое игровое превосходство, не мог сосредоточиться на себе и своей игре. Он позволил себе потерять самообладание и ясно продемонстрировал разочарование в своем поведении вне стола: он ерзал на стуле, нервно смеялся и, в конце концов, даже спрашивал что-то у кого-то из присутствующих в аудитории. С другой стороны, концентрация Эбдона была впечатляющей. Он развил свои шансы и не позволил ни своим собственным ошибкам, ни поведению своего противника отвлечь его от своей игры.

Некоторые острые на язык утверждают, что он никогда не осознает, что проигрывает. Однако, верно и обратное: он обладает исключительной способностью никогда не сдаваться.

«В отдельных играх это битва против вас, сильная сторона против слабой стороны. И если у вас нет умственной силы, чтобы выдержать эту постоянную битву, тогда ваш разум постепенно будет искать оправдания проигрышу. Сегодня просто не мой день. Он никогда не играл лучше. Шары сегодня мне не подчиняются, это не мой день.»

Спортивный психолог Билл Бесвик описывает здесь еще одно огромное препятствие в снукере: оставаться позитивным и уверенным в себе во время фаз безделья и превращать негативные мысли в позитивные.

Ментальная тренировка в снукере .

Марк Селби, безусловно, является самым известным примером умственной силы. Не так много игроков, как он, могут бороться в сложных матчах. Именно благодаря этой способности он получил свой первый титул чемпиона мира в 2014 году.

Такие игроки, как он, находятся на вершине рейтинга не потому, что они играют намного лучше, чем все остальные, а потому, что у них более устойчивое мышление. Обычно уверенность в себе не является естественной данностью. Даже активные игроки с незаурядными игровыми способностями борются с неуверенностью в себе и умственной выносливостью. В последние годы все чаще слышно о том, как они получают помощь, чтобы «работать на ментальной стороне».

Например, Ронни О’Салливан добился значительных успехов в работе со спортивным психологом Стивом Питерсом, чтобы справиться с давлением на него. Таким образом, весь предмет стал более публичным. Лучшие игроки, такие как Марк Уильямс, Дин Джунху, Барри Хокинс или Марк Аллен, работали с бывшим чемпионом мира и тренером Терри Гриффитсом, а Крис Хенри, бывший тренер Стивена Хендри, работает с такими игроками, как Шон Мерфи и Марк Дэвис. Но что они делают на самом деле?

Столпы умственной консолидации .

Умственная сила развивается от различных факторов и способностей. Среди них — уверенность в себе, уверенность при сомнениях и поражениях, устранение беспорядков, регулирование эмоций и мыслей и радость от игры. Ментальная тренировка направлена на укрепление этих элементов.

Подпрограммы .

Рутина является важной основой. Когда движения усвоены, игроку больше не нужно думать о них, и он может экономить энергию для концентрации и выносливости. Самая важная рутина в снукере может быть оптимизирована с помощью визуализации — повторного, интенсивного обдумывания идеального движения, хотя и без активной его тренировки. Чем более движение упорядочено, тем выше уверенность в себе.
Дыхание

Я встретил Питера Эбдона на Пол Хантер Классик в Фюрте и спросил его, что для него будет значить успех. Его ответ:

«Победа в первом фрейме.»

Только сосредоточение на текущем может помочь избежать негативных мыслей. Эбдон использует и другие техники, но его основным инструментом является дыхание.

«Я должен дышать ровно. Делая это сознательно, я могу сосредоточиться на своей игре.»

Сознательное брюшное дыхание не только снабжает мозг и мышцы кислородом, но и акцентирует внимание человека, что это необходимо для следующего действия.
Вера в себя

Пол Хантер выиграл три Мастерса, и каждый раз после того, как был в решающем фрейме. Даже будучи подавленным с большим отрывом, он всегда производил положительное впечатление. Коллеги говорят о нем, что он играл каждый шар так, как если бы он был первым шаром матча. Способность всегда оставаться позитивным и не переносить прошлые ошибки на следующий удар была основой такого процветания, несмотря на высокое давление.

Чтобы укрепить позитивные убеждения и активировать существующий потенциал, вероятно, полезно работать с теми ресурсами, которые есть у человека, когда есть все способности, позитивная энергия и сильные стороны. Вспоминая прошлые успехи, игрок может перенести свои ресурсы, которые он имел тогда, в ситуацию, когда они необходимы.

Другие методы в ментальном обучении включают в себя: сознательное обращение с эмоциями, четкую объективную цель, позитивное мышление (руководящие принципы), избавление от неуверенности в себе и практическую реалистическую самооценку. Быть уверенным в себе — это тяжелая работа

Марк Дэйвис впервые вошел в топ-16 после 21 профессионального года, благодаря умственной тренировке. Он считает, что умственное обучение так же важно, как и практика за столом. Чем раньше вы начнете, тем лучше будут результаты, сказал он. У него самого были «ужасные мысли» в течение 19 лет. От них не легко избавиться. Вот почему у него впереди еще много работы, несмотря на улучшения, которые он уже достиг с помощью умственного обучения.

«Я должен продолжать делать это, чтобы добиться результата. Не многие игроки практикуют это в достаточной степени, в том числе и я!»

Давление велико даже в нижней части мирового рейтинга, и игроки могут использовать любую помощь, чтобы удержаться на своем уровне Особенно чувствуют давление игроки на втором году действия двухлетней карты в основном туре, «выжить в туре» — это становится заметным, когда мы видим, как они проигрывают матчи, которые они выиграли бы годом ранее.

Многие из них входят в свои матчи положительно, и это хорошее начало. Тем не менее, бессознательно это играет чрезвычайно важную роль для максимальной производительности, и одного позитивного отношения недостаточно, чтобы полностью раскрыть свой потенциал.

Пример ненадежности, например, когда шар во фрейме мажется непропорционально часто.
Ментальное обучение может помочь здесь полностью раскрыть свой потенциал и противостоять давлению.

Источник: SnookerPro.