Чемпионат мира по снукеру: Стивен Хендри и Стив Дэвис вновь переживают самые яркие моменты в Крусибле

Dabbler

Всем нравится смотреть, как фаворита прилюдно отшлепали

1982: Стив Дэвис 1-10 Тони Ноулз, первый раунд. Суббота, 18 апреля.

Дэвис был явным фаворитом, выиграв шесть трофеев в том сезоне, включая чемпионат Великобритании и Masters. Но аутсайдер Ноулз сотворил сенсацию, разгромив Стива и записав в свой актив одну из самых громких побед на чемпионате мира.

Дэвис: «У меня был прекрасный год, я был действующим чемпионом мира, я играл в удовольствие и побеждал на турнирах, показывая классный снукер. Но по мере приближения момента, когда я должен был защищать свой титул, я начинал чувствовать давление проклятия Крусибла, ведь ни один из победивших в чемпионате мира не смог защитить свой титул на следующий год.»

«Тони Ноулз начал отлично. Он всегда был хорошим игроком, когда был в форме, но если входил в ритм и выходил на пик, то становился по настоящему великим. Зрители пришли в восторг, наблюдая за его игрой, и это подействовало на меня, вместо того чтобы, проиграв несколько фреймов, собраться и взять себя в руки, я просто сломался.»

«Весь матч я испытывал огромное желание провалиться сквозь землю или убраться из Крусибла куда подальше. Это было ужасно и не красит меня, но Тони полностью переиграл меня как на столе, так и психологически.»

«Это был временный спад, который стал для меня хорошим уроком на будущее, но я отчетливо помню, как это было ужасно, как хотелось бросить все, убежать, забыть, и начать в следующем сезоне все с нового листа. Мучительно сидеть на стуле и видеть, как соперник берет фрейм за фреймом, не составляя тебе шансов, но публика была в восторге, и это всеобщее ликование делало поражение вдвойне ужасным. Всем нравится смотреть, как фаворита прилюдно отшлепали.»


Я был как кролик в свете фар

1984: Стив Дэвис 18–16 Джимми Уайт, финал. Понедельник, 20 апреля.

На тот момент Дэвис был единственным игроком, дважды завоевавшим титул в Шеффилде и пытавшимся защитившим его. А Джимми Уайту очень хотелось добавить мировую корону к не так давно выигранному титулу Мастерс, однако его первый финал в Крусибле – сплошное разочарование.

Дэвис: «У меня начало получаться не просто выигрывать на длинных дистанциях, но и доминировать так, что даже последние сессии оказывались не нужны.».

«С 12-4 по фреймам после первого дня, я плохо спал, так как не мог себя верно настроить на продолжение матча. Казалось бы, что волноваться не о чем, преимущество достаточно комфортное, и даже если в оставшихся фреймах выиграть всего половину, то дело будет сделано. Но где-то в подсознании постоянно был страх, что соперник может прибавить и тогда мои шансы стремительно упадут.»

«Чувствовалось, что зрители ждут камбэка от Джимми, и он их не подвел, его игра вышла на новый уровень, а мне только и оставалось, что оглядываться через плечо и смотреть как Вихрь стремительно догоняет меня. Вместо того, чтобы сосредоточиться на игре, на шарах, на позиции на столе, я был как кролик в свете фар.»

«В последних фреймах я смог все-так выровнять игру, хотя они и были очень напряженными. Я промахнулся на нескольких несложных шарах и был близок к тому, чтобы перейти черту и проиграть, так что итоговая победа была для меня огромным облегчением.»


К концу мы оба были похожи на бормочущих идиотов

1985: Стив Дэвис 17-18 Деннис Тейлор, финал. Воскресенье, 3 мая.

«Финал на черном» считается величайшим матчем всех времен. Он закончился далеко за полночь, и его посмотрели 18,5 млн зрителей на BBC TV.

Все ждали, что трехкратный чемпион мира и номер один в рейтинге Стив Дэвис легко одолеет 36-летнего Тейлора, и начало матча вроде бы соответствовало всем прогнозам: фаворит повел в счете 8-0.

То, что Деннис отыгрался и довел матч до решающего фрейма, заслуживает отдельной истории, сейчас важен сам факт равного счета: 17-17 в матче до 18 побед.

Дэвис: «Это финал стал культовым, и меня все еще ассоциируют с ним, даже несмотря на то, что я проиграл. Вспоминая его, я всегда думаю, что проиграть, ведя по ходу матча 8-0 – ужасно, но сделанного не изменишь.»

«В первый день после 8-0 было 9-7 к перерыву, так что второй день был наполнен равной борьбой. Мы так и не показали лучший снукер, напряжение было так велико, что к концу мы оба были похожи на бормочущих идиотов.»

«В последнем фрейме я допустил несколько ужасных ошибок, которые сыграли решающую роль для итогов матча. В самом начале я промахнулся на розовом и это обернулось катастрофой для меня. Совсем недавно я пересматривал этот фрейм и поймал себя на мысли, что ошибку на последнем черном еще можно принять и объяснить, но вот промах на розовом… У меня просто челюсть отвисла, я был абсолютно уверен, что забью этот шар. Наверно, причина все же в высоком психологическом давлении.»

«О Деннисе не так часто можно было это сказать, именно на том турнире он показал лучший снукер, который я когда-либо видел. Несколько лет он играл на высоком, но все-таки не уникальном, уровне, а в финале проявил огромную силу духа, так что его имя абсолютно заслуженно появилось на кубке.»

«Много месяцев после того поражения от Тейлора я не мог избавиться от тягостных воспоминаний и просто не имел возможности полноценно отдыхать. Я с нетерпением ждал начала нового сезона, чтобы доказать и себе, и всем, что я не выбит из седла и продолжаю быть лидером.»


Казалось, он наслаждался каждой минутой игры

1986: Стив Дэвис 12-18 Джо Джонсон, финал. Среда, 22 апреля

Джо Джонсон выиграл за свою карьеру всего один рейтинговый турнир в своей карьере, и это был чемпионат мира 1986 года.

После драматического завершения финала прошлого года, все ждали от Дэвиса победы над аутсайдером из Брэдфорда (ставки на его победу достигали 150 к 1), однако Джонсон бросил вызов всем прогнозам и сотворил одну из главных сенсаций в истории Крусибла.

Дэвис: «Еще со времен любительской карьеры Джо, всем было ясно что он – великолепный и талантливый снукерист, и то, кто как профессионал о не смог занять подобающего ему места в рейтинге, было неприятным сюрпризом.»

«Когда он наконец-то выиграл свой первый матч в Шеффилде, возможно, напряжение спало, Джо расслабился и показал свой истинный уровень игры. На следующий год он вновь дошел до финала и как никто другой был близок к тому, чтобы преодолеть пресловутое проклятье Крусибла.»

«Он переиграл меня полностью. Было ощущение, что я играю в догонялки с человеком, который бегает намного быстрее меня. Классные удары, великолепный контроль битка, отличные отыгрыши. Он просто наслаждался игрой, и я не мог ничего ему противопоставить.»

«После этого финала у меня было совсем другое состояние, чем после проигрыша Деннису Тейлору. Я просто поднял руки и признал, что Джо сыграл великолепно и был на голову сильнее меня.»

«Это было намного легче перенести. Джо, казалось, наслаждался каждой минутой игры».


Это стало катастрофой для меня

1988: Джимми Уайт 13-12 Стивен Хендри, второй раунд. Четверг, 23 апреля

Эти двое впервые встретились в Шеффилде и на этот раз Джимми «Вихрь» Уайт вырвал победу в решающем фрейме.

Хендри: «Я помню решающий фрейм, когда Джимми, после отыгрышей, решился на дальний красный, и в итоге сделал победную серию.»

«Мне показалось, что он будет играть на отыгрышах, постарается дождаться стопроцентного шанса для начала атаки, и это стало катастрофой для меня.»

«Мы не раз играли друг с другом, и я не могу представить, чтобы что-то стало между нами в личных отношениях.»


Он вытирал пот со лба

1992: Стивен Хендри 18-14 Джимми Уайт, финал. Пятница, 24 апреля

Это был второй из четырех сыгранных ими финалов на чемпионатах мира (во всех четырех выиграл Хендри). Англичанин вел со счетом 14-8, но затем представитель Шотландии взял десять фреймов подряд, причем в последних пяти сделал три сенчури.

Хендри: «Перед завершением вечерней сессии первого дня я отставал 8-14 и оставалось еще два фрейма. Я знал, что, если я хочу сохранить шансы на камбэк, мне необходимо было взять хотя бы один. Я выиграл оба и счет 10-14 вселил в меня надежду, что не все еще потеряно.»

«Джимми – великолепный игрок, но последние два фрейма той сессии были очень важными для меня. А в 24-м фрейме я сделал брейк, в который вошел, наверно, лучший удар в моей карьере: забил коричневый с точки после последнего красного и идеально вышел на желтый.»

«Не помню, чтобы я еще когда-нибудь выигрывал десять фреймов подряд, но в любом случае это было невероятно, ведь это был финал чемпионата мира. Однако в этом и есть секрет Крусибла: если вы набираете обороты и выигрываете три, четыре фрейма подряд, то соперник может посыпаться.»

«Джимми отчаянно пытался взять хоть один фрейм, шел на рискованные шары, и в итоге все больше и больше терял равновесие, чем я воспользовался. Выигрывать фрейм за фреймом, на одном порыве – в этом прелесть многофреймовых, мультисессионных матчей.»

«Я постепенно обретал уверенность в своей победе, и я видел, что это давило на Джимми, он начал нервничать, бить по шарам слишком сильно и все чаще вытирал пот со лба полотенцем. Он явно потерял концентрацию, сидеть в кресле без возможности что-то изменить и смотреть, как соперник выигрывает фрейм за фреймом – такое невероятно сложно выдержать.»


Я чувствовал себя непобедимым в Крусибле

1994: Стивен Хендри 18-17 Джимми Уайт, финал. Суббота, 25 апреля

Джимми Уайт вышел в свой пятый финал из шести, в которых он играл в Крусибле, и очень надеялся завоевать вожделенный кубок, тем более что его соперник, Стивен Хендри, почти весь турнир провел со сломанной рукой.

Хендри: «Я сломал руку после первой сессии во втором туре против Дэйва Харольда, ведя в счете 6-2. Ночью я поскользнулся в ванной в отеле, но не обратился к врачу, а отправился спать дальше. Проснувшись утром, я увидел, что локоть неестественно вывернут и я не мог толком пошевелить рукой. Дальнейшее участие в турнире было под вопросом, но я все же смог продолжить игру и в итоге выиграл.»

«Джимми не забил черный с точки в решающем фрейме, когда уже казалось, что победа в его руках. У каждого из нас в карьере есть удары, о которых невозможно вспоминать без дрожи. Для меня это – печально известный черный в финале Мастерс 1998-го года против Марка Уильямса.»

«Тот незабитый черный с точки… Я уверен, что до сих пор он сниться Джимми в кошмарах и он просыпается в холодном поту. Если бы он забил его, то получил бы все шансы на победу и на титул. Но он ударил слишком сильно и мимо лузы – с каждым может случиться такое. Я ухватился за предоставленный шанс и в итоге взял титул.»

«Я чувствовал себя непобедимым в Крусибле. Я был там как дома, мне нравилась его атмосфера, его аура, я был счастлив играть на этой арене.»


Это был единственный матч, в котором я играл с целью отомстить за обиду

2002: Стивен Хендри 17-13 Ронни О'Салливан, полуфинал. Воскресенье, 26 апреля

О'Салливан подогрел ситуацию, еще до матча заявив, что «отправит Хендри домой в Шотландию». Однако в итоге шотландец отправил домой самого Ронни в матче, полном прекрасных серий. Увы, в финале он уступил Питеру Эбдону.

Хендри: «Утром перед матчем мой менеджер Джон Кэрролл показал газету, где были опубликованы слова Ронни. Подобного я никак не ожидал и этот матч был, наверно, единственный, в котором я играл с целью отомстить за обиду.»

«Заявлять такие вещи перед полуфиналом чемпионата мира – провоцировать соперника. Позже мы обсуждали с Ронни этот инцидент, в тот момент он находился под чужим влиянием и говорил то, что ему советовали, а не то, что он думал на самом деле. Сейчас это в прошлом, все забыто, и мы в хороших отношениях.»

«Обыграв Ронни в очень напряженном матче, я вышел в финал, но мне даже в голову не могло прийти, что мы с Питером сыграем все 35 фреймов и победителем окажусь не я. Возможно, именно эта самоуверенность и сыграла со мной плохую шутку, но я никак не ожидал того, что произошло.»

«Я не думал, что это будет мой последний финал, но увы, это оказалось именно так».


Оригинал статьи: https://www.bbc.com

Авторы: Shamoon Hafez & Owen Phillips